Во время войны большим успехом пользовался полноприводный автомобиль ГАЗ 61-40, который предназначался, в основном, для перевозки военноначальников. В послевоенные годы планами Горьковского автозавода было создание полноприводного автомобиля на базе «Победы», что послужило к появлению первого советского кроссовера ГАЗ-М72. Автомобиль был ориентирован как на езду по дороге, так и по бездорожью.
Кузов и двигатель М72 достались от «Победы», а передний мост и коробка – от ГАЗ 69. К слову, есть интересный материал об газ 69 тюнинг на http://avto-forum.name/. Задний же мост был выполнен в оригинальной конструкции. Во время испытаний выяснилось, что из-за недостаточной мощности двигателя, М72 не блещет проходимостью. Недостатком было и отсутствие соответствующих внедорожных покрышек. К тому же, автомобиль часто подвисал на бампере при преодолении сложных внедорожных участков. Мелких недоработок также было достаточно.
4-х дверный кузов типа фастбек был закреплен на стальной раме. Двигатель авто имел 4 цилиндра, двухлитровый объем и мощность 52 л.с. Трехскоростная КПП была дополнена двухступенчатой раздаткой. Также автомобиль характеризовался зависимой рессорной подвеской с полным приводом. ГАЗ-М72 мог развивать скорость до 95 км/ч, а диапазон расхода топлива варьировался от 12,5 до 30,8 л на сотню с учетом всех типов дорог.
ГАЗ-М72 выпускался Горьковским автозаводом с 1955 по 1958 год, а количество экземпляров составило 4677 шт. Его достижением является использование в путешествии по абсолютному бездорожью от Москвы до Владивостока тремя журналистами в 1956 году.
К сожалению, машина в народе так и не прижилась. Причиной этому стали слишком жесткая подвеска, частые поломки рессор, отказ ручника и низкое качество сборки. К тому же, при отключении постоянного привода, расход топлива, как ни странно, увеличивался.